Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 30 г. Томска |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Верхнее менюСведения об образовательной организацииГруппы детского садаРодительская страничка |
Приобщение детей к традициям и ценностям отечественной культуры через изобразительную деятельность в контексте нравственно-патриотического воспитания«Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Педагог ДПО: Крохта Е.В. «Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, мы вырастим угрозу для общества»
Актуальные проблемы В Томске, как и в целом по России существует проблема снижения показателей здоровья подрастающего поколения. По статистическим данным гПМПК с ДОУ города Томска увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями поведения с 35% до 68%., которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги. За последние годы у 99% детей, посещающих детский сад компенсирующего вида № 30, отмечаются неврологические заболевания. У воспитанников старшего дошкольного возраста наблюдаются следующие показатели развития:
Сенситивным периодом в развитии ребенка и при коррекции недостатков его развития является раннее и дошкольное детство. Отсутствие своевременной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями поведения приводит к возникновению вторичных нарушений в их развитии. Эти вторичные нарушения с началом школьного обучения приобретают характер школьной дезадаптации, которая может рассматриваться как дезадаптация социальная. Поэтому актуальность данной методики определяется её пропедевтической направленностью и заключается в возможности использования периода дошкольного детства для гармоничного развития и коррекции, имеющихся у ребёнка отклонений, через формирование социальной, эмоциональной, нравственной, художественно-эстетической культуры его личности. Усвоение учебного материала у детей с проблемами в развитии проходит тяжело, и поэтому больше внимание стоит уделять как раз воспитательным приемам, через которые идет и обучение. Нормативно-правовая база
Воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальна сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение отечественной и народной, культуры. Культура является одним из факторов национальной безопасности. Чтобы государство было духовно крепким, жило по нравственным законам, человек должен знать свою культуру, традиции, обычаи. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, Родине. Эти истины на протяжении многих веков разработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни людьми. Дошкольный возраст самый благоприятный для привития культурных традиций, дети как губка впитывают в себя все то, что видят вокруг, берут на себя модель поведения образа жизни взрослых. Наследование нравственных и этических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это самый естественный, а потому и верный способ духовного, гражданского и патриотического воспитания, воспитания чувство любви к семье, Отечеству. Мы уже в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот это всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым жила могучая Россия. (Данилина Г.Н. «Дошкольнику - об истории и культуре России». М. 2005) Почему нравственно- патриотическое воспитание? Думаю на примере патриотов ребенку дошкольнику, а тем более с ограниченными возможностями в развитии, легче и более действенно разобраться в ценностях жизни, в стремлении быть похожими на людей с большой буквы, но при этом заложить индивидуальные качества личности. А кого же отнести к патриотам? Для маленького ребенка самым любимым патриотом станет его мама, безумно любящая свое чадо. Затем семья, которая дарит свою любовь, закладывая первые ростки личности. Далее - дом, природа, улица, город, страна, мир. Люди, которые его окружают, на которых хочется быть похожими. Вот тут вступают в силу нравственные нормы, на каких людей следует походить, на каких – не стоит. Русский писатель К. Новиков утверждает: «Процветание государства, благополучие народа зависит, неотменно, от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания». Работая в системе дошкольного образования, часто задаешь себе вопрос: почему при наличии множества хороших программ, педагогов, отдающих все силы и душу детям, нравственные нормы и правила для подрастающего поколения становятся чуждыми. Наблюдая прогресс в науке, технике, внедряя инновационные технологии в сфере образования, мы все же забываем о качественном развитии гармоничной личности, ее духовном развитии, умении жить не только для себя, но и для других, моральном облике цивилизованного человека. Как исправить такое положение вещей, да и может ли что-либо сделать один педагог? Конечно, «один в поле не воин». Нужна выстроенная система. Система внедрения данного направления педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности Педагоги часто затрудняются в выборе темы по самообразованию, для работы с детьми. Может в этот момент посмотреть в будущее, каким мы его в старости хотим видеть, и тогда с преломлением своей работы родится та идея, ради которой наша специальность приобретет смысл, ради чего стоит работать, осмысленно проживая свою жизнь. Хорошим руководством к любой успешной деятельности могут служить слова Теодора Рузвельта: «Делай, что можешь, с тем, что у тебя есть, и там, где ты находишься» Любой специалист будь то логопед, музыкальный работник, инструктор по физическому воспитанию, педагог по изобразительному искусству, психолог, любой учитель предметник может преломить в своем предмете то, что считает главным в воспитании будущего поколения, то есть посмотреть на свой предмет через призму воспитания. Формула простая: воспитание + предмет. Развитие личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении, да и в школьном, следует рассматривать в комплексе со всеми сторонами воспитательно- -образовательного процесса, а именно межпредметные связи, которые объединяет одна тема; определение единой концепции педагогического коллектива, совместная разработка планов и согласованное их выполнение; главным фактором реализации поставленных задач должна стать активная работа с родителями, вовлечение их в воспитательно - образовательный процесс. Такой подход в работе с дошкольниками и школьниками даст возможность продвинуться вперед в недостающем звене развития ребенка как личность. Работая в дошкольном учреждении в должности педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности, я определила свое приоритетное направление и работаю над темой «Приобщение детей к традициям и ценностям отечественной культуры через изобразительную деятельность в контексте нравственно-патриотического Тема нравственно-патриотического воспитания дошкольников, интересовала меня давно (в системе образования работаю 27 лет), изучаю ее с 2000 года. Если вспомнить обстановку этого времени, то, почему то эту тему мало рассматривали педагоги, видели в ней какой-то не нужный пережиток нашего общества. И только после указа «сверху», как это обычно бывает, начали появляться статьи, программы, методички и т.д., что позволило быстрее и эффективно внедрять новое понимание данного направления. В своей дальнейшей работе я применяла технологии и авторские методики, таких педагогов как:
При планировании, выборе тем, изобразительных задач опираюсь на методику, предложенную Т.А. Копцевой в программе «Природа и художник». Если брать узко свой предмет, то существует множество тем в рисовании, лепки, аппликации, где можно преломить, расширить и наполнить свой материал этой воспитательной задачей. Примерные темы:
А если тематическое планирование, проводить в комплексе с другими занятиями, то воздействие на ребенка будет гораздо эффективнее. О таком преимуществе говорилось в программе «Родники» З.Н. Ажермачевой В нашем учреждении такая связь с педагогами в планировании существует, а одно из приоритетных направлений детского сада является « Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников». Особо хочется отметить работу с родителями в этом направлении. В нашем саду проходят фотовыставки – это наглядная форма работы помогает решать разные воспитательные задачи. Названия выставок говорят сами за себя:
Много выставок носят информационный характер, это стендовые информации о государственных и православных праздниках; о семейных традициях. Все это является содержанием предварительной работы с детьми и родителями, после чего полученные впечатления передаются в творческих работах детей, тем самым прочно закрепляясь в сознании. Совместно с педагогом – психологом была написана программа «Развитие успеха», где совместно с родителями решаются некоторые задачи и цели воспитания и развития личности, посредством изобразительной деятельности через приобщение к традициям и ценностям отечественной культуры. Программа удостоена Диплома 1 степени на конкурсе методических разработок в 2008 году. В рамках работы с родителями проект показал хорошие результаты. А мы, педагоги, получили большое удовлетворение от пользы задуманного и, как оказалось необходимости передачи наших знаний родителям. И можно с уверенностью сказать, что работа в данном направлении проходила не напрасно. Родители получали нужные знания в воспитании своего ребенка, которые открывали некую значимую жизненную грань. «я успешно делаю, что хорошо знаю, использую то, что у меня есть, там, где я нахожусь». Данная методика может использоваться для детей коррекционных дошкольных учреждений, учреждений общего типа. Такие занятия проводятся со старшими дошкольниками, ориентируясь на их возрастные особенности. В младших группах можно брать некоторые темы с учетом их возрастных особенностей, используются приемы обыгрывания темы с учетом русских традиций, например: после лепки баранок, устроить игру «чаепитие», или перед рисованием платочка для мамы обыграть русскую мелодию с красочными платками и игре на ложках. Таким образом, дети будут обогащаться зрительными образами, накапливать жизненный опыт. Параллельно с темами занятий родителям предлагаются консультации, чтобы родители знали об этой теме больше и могли дать дополнительные знания, закрепить пройденный материал. Результативность Изобразительное творчество – это продуктивный вид деятельности, где ребенок выражает свое отношение к миру. Поэтому через рисунок можно проследить, как формируется это отношение. А направленное воздействие занятий позволит формировать необходимые качества личности. Этот союз воспитание +предмет позволит влиять на:
Дети с проблемами в развитии нуждаются в специально организованной педагогической и психологической помощи, в ходе которой необходимо решить следующие задачи:
Задачи деятельности с родителями:
Работа по приобщению детей- дошкольников к традициям и ценностям отечественной культуры строится по направлениям: (раздать таблицу) Работа по данной теме ведется в сотрудничестве с педагогами ДОУ . Одним из приоритетных направлением работы ДОУ является «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников», взаимосвязь педагогов позволит эффективно решать эту задачу. Один философ сказал: «Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». От его эмоционального отношения к миру, интереса к окружающему, будет зависеть наше с вами будущее. Поможем сделать его прекраснее! Мы- педагоги по жизни несем большой багаж знаний где находится информация как развивать и воспитывать, давайте поделимся со всеми: коллегами, детьми, главное с родителями, и легко пойдем по жизни. «Ваши знания нужны не только Вам, а тому, кому они нужны!» Успехов Вам, дорогие педагоги на пути к гармонии! «Дорогу осилит- идущий»- А. Сайбидинов
Используемая литература:
Работа по приобщению детей-дошкольников к традициям и ценностям отечественной культуры строится по направлениям:
Перспективный план по теме: «Приобщение детей к традициям и ценностям отечественной культуры через изобразительную деятельность в контексте нравственно-патриотического воспитания»
|