Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

  • Тревога, связанная со сменой обстановки ( ребенок до 3 лет еще нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).
  • Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дельнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
  • Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Это проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
  • Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
  • Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
  • Личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Критерии адаптации

Лёгкая степень адаптации

К  двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребёнка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются. Ребёнок поддаётся ритуалам прощания, быстро отвлекается. Его интересуют другие взрослые. Отношения с детьми могут быть как безразличные, так и заинтересованные. Речь затормаживается, но ребёнок откликается и выполняет указания взрослого. К Концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации

Нарушения в общих состояниях выражены ярче и продолжительнее. Аппетит, сон, восстанавливается за 20 – 30 дней, качество сна тоже страдает. Настроение неустойчивое в течении месяца, плаксивость в течении дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение с близкими -  эмоционально-возбуждённое (плач, крик при встрече и расставании). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, или замедленна. В игре ребёнок не пользуется заинтересованными навыками, игра ситуативна. Заболеваемость до двух раз,  сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях между взрослыми и детьми.

Тяжёлая степень адаптации

Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребёнок много и длительно плачет. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение с близкими – эмоционально-возбуждённое, лишённое практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, проявляет агрессивность. Речью не пользуется. Игра ситуативная, кратковременная.

Тяжёлая степень адаптации может проявляться в двух вариантах:

  • Нервно-психическое развитие отстаёт на 1-2 квартала, респираторные  заболевания – более трёх раз, длительность более 10 дней, ребёнок не растёт и не прибавляет в весе в течение этого времени.
  • Дети старше трёх лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых. Заласканные. Занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4 месяцам пребывания в ДОУ, нервно-психическое развитие отстаёт на 2-3 квартала (от исходного), замедляется рост и прибавка в весе.

Невротические реакции

  • рвота;
  • пристрастие к личным вещам;
  • наличие страхов;
  • неуправляемое поведение;
  • стремление спрятаться от взрослых;
  • истерические реакции;
  • тремор подбородка.

Способы уменьшить стресс ребенка

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму в ДОУ.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими разговорами способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторить все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

Типичные ошибки родителей

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями.

Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От  старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, - это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.

Еще одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им нужно успокоиться.  Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Эти мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Когда малыш начинает радостно говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему, преодолевать трудности.