Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 30 г. Томска |
|
Верхнее менюСведения об образовательной организацииГруппы детского садаРодительская страничка |
ВЛИЯНИЕ СЕМЕНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА В ДОУВоспитатель: ТКАЧУК БЕЛЛА ВИТАЛЬЕНА Встреча воспитателя с детьми при наборе новой группы-это всегда очень сложный и всегда волнительный процесс. От педагога требуется большое мастерство, терпение, внимание, знание психологических и возрастных особенностей детей данного возраста, индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Адаптация детей к детскому саду-это многоплановый процесс, ребенок должен привыкнуть к новому для него режиму, к новой обстановке, к новым требованиям, к новым людям и здесь необходимо приложить усилия не только педагогу, но и родителям малыша, потому что от них зависит отношение и принятие ребенком новых для него условий. Немаловажную роль при поступлении в дошкольное учреждение играет владение речью, некоторыми навыками самообслуживания, навыками общения со взрослыми и потребностью в общении со сверстниками. Детский сад-это "первый социальный институт", куда родители отправляют своего ребенка. Он не заменит ребенку его маму и папу и семья продолжает оказывать свое влияние на ребенка и от сложившихся в семье детско-родительских отношений зависит протекание адаптации детей к дошкольному учреждению. Психологи выделяют три формы адаптации
Во время адаптации ребенка к детскому саду опытному педагогу много приходится общаться с родителями детей. Необходимо знать, что любит ребенок, что умеет делать, какие отношения складываются между родителями и детьми и эти беседы позволяют сделать вывод, что чем гармоничней детско-родительские отношения, тем легче и благоприятней пройдет адаптация ребенка к саду. К характеристике отношений относится: удовлетворение базовых потребностей ребенка в безопасности, эмоциональной близости, принятие и признание индивидуальности ребенка, сохранение ребенком своего "Я" как автономномности ребенка; учет индивидуально психологических, физиологических особенностей ребенка; сознательная и ответственная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия адекватного индивидуальным особенностям ребенка. Характер семейного воспитания влияет на социально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ. Существует определенный симптомокомплекс параметров воспитания, который способствует благоприятной адаптации к детскому саду: недостаток удовлетворения потребностей ребенка и наличие достаточно большого количества наказаний, колебания стиля родительского воспитания, а также некоторые опасения за здоровье ребенка. Для такого стиля воспитания неизбежно возникают трудности в адаптации ребенка. Особые трудности в адаптации возникают при так называемом стиле как "гиперопека". Неумеренная родительская любовь, чрезмерные опёка и участие в делах и жизни ребёнка и, даже, проникновение в его внутренний мир. В этом случае эго ребенка как бы "растворяется", становится нечетким. Родители стремятся реализовать те только все потребности ребёнка, но и предугадать и исполнить его желания, часто ещё не оформившиеся. Они прощают малышу всё, думают и делают вместо него. Ребенок растет несамостоятельным и инфантильным, понятия "можно-нельзя", "хорошо-плохо" ему не понятны. Гиперопека фиксирует существующие у ребенка трудности развития и может породить проблемы у психически и физически здорового ребенка. Возведя вокруг своего ребёнка стену из любви, заботы и помощи, такие родители тормозят процесс понимания и развитие многих навыков, а также не происходит усвоение им норм поведения в обществе. Формы адаптации при таком стиле взаимодействия могут быть от средней до тяжелой. Ребенок на разлуку с матерью выдает гневную реакцию широкого диапазона от истерики до депрессии. Встреча ребенка с матерью так же неодноднозначна: от отстраненности до слез и истерик. Препятствуют успешной адаптации к детскому саду: как избыток, так и явный недостаток опеки, полное отсутствие требований и наказаний по отношению к ребенку. Тип излишней отстраненности так же не способствует благоприятному течению адаптации. До прихода в детский сад ребенок не знал запретов, в силу отсутствия внимания к нему родителей или в случае полной вседозволенности. В данном случае ребенок сталкивается с новыми требованиями, с необходимостью подчиняться новым требованиям и правилам. Это неблагоприятно сказывается на принятие ребенком новых условий. У него могут возникнуть различные протестные и негативные реакции не только по отношению к воспитателю, но и к детям. Таким образом, влияние семейного воспитания на адаптацию можно рассматривать с различных позиций:
В заключении хочется сказать: "Дарите любовь своим детям, ее много не бывает. Потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается с нами до конца наших дней». (А.С.Спиваковская) Список литературы
По материалам интернет-статьи http://vmestepogizni.ru/fakultet-psihologii/detsko-roditelskie-otnosheniya#ixzz2gCy1bmeG |