Решаем вместе

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ВЛИЯНИЕ СЕМЕНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА В ДОУ

Воспитатель: ТКАЧУК БЕЛЛА ВИТАЛЬЕНА

Встреча воспитателя  с  детьми при наборе новой группы-это всегда очень сложный и всегда волнительный процесс.   От педагога требуется большое мастерство, терпение, внимание, знание психологических и возрастных особенностей детей данного возраста,  индивидуальных особенностей каждого воспитанника.  Адаптация детей к детскому саду-это многоплановый процесс, ребенок должен привыкнуть к новому для него режиму, к новой обстановке, к новым требованиям, к новым людям и здесь необходимо приложить усилия не только педагогу, но и родителям малыша, потому что от них зависит отношение и принятие ребенком новых для него условий. Немаловажную роль  при поступлении в дошкольное учреждение играет владение речью, некоторыми навыками самообслуживания, навыками общения со взрослыми и потребностью в общении со сверстниками.

Детский сад-это "первый социальный институт", куда родители отправляют своего ребенка. Он не заменит ребенку его маму и папу и  семья продолжает оказывать свое влияние на ребенка и от сложившихся в семье детско-родительских отношений зависит протекание адаптации детей к дошкольному учреждению.

Психологи выделяют три формы адаптации

  • Легкая: безболезненно, в течение месяца. 2-3дня-прогулка с мамой на площадке вечером, чтобы ребенок видел, как детей забирают домой,  2-3дня-с мамой в группе (хотя это не всегда нужный и правильный ход, ребенок должен сразу понимать, что находиться в группе он будет без мамы ). Со второй недели ребенок находится в группе без мамы на полдня до обеда. Еще неделя-плюс дневной сон. Здесь так же все индивидуально. Необходимо четко проговаривать время, когда нужно забрать ребенка.
  • Средняя: все периоды увеличиваются, ребенок испытывает нервное напряжение. Период адаптации увеличивается до нескольких месяцев.
  • Тяжелая: адаптация затягивается на полгода и больше. Ребенок болеет часто, периоды болезни удлиняются, нарастает психосоматика.

Во время адаптации ребенка к детскому саду опытному педагогу много приходится общаться с родителями детей. Необходимо знать, что любит ребенок, что умеет делать, какие отношения складываются между родителями и детьми и эти беседы позволяют сделать вывод, что чем гармоничней детско-родительские отношения, тем легче и благоприятней пройдет адаптация ребенка к саду.

К характеристике  отношений относится: удовлетворение базовых потребностей ребенка в безопасности, эмоциональной близости, принятие и признание индивидуальности ребенка, сохранение ребенком своего "Я" как автономномности ребенка; учет индивидуально психологических, физиологических особенностей ребенка; сознательная и ответственная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия адекватного индивидуальным особенностям ребенка.

Характер семейного воспитания влияет на социально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ. Существует определенный симптомокомплекс параметров воспитания, который способствует благоприятной адаптации к детскому саду: недостаток удовлетворения потребностей ребенка и наличие достаточно большого количества наказаний, колебания стиля родительского воспитания, а также некоторые опасения за здоровье ребенка. Для такого стиля воспитания неизбежно возникают трудности в адаптации ребенка.

Особые трудности в адаптации возникают при так называемом стиле как "гиперопека". Неумеренная родительская любовь, чрезмерные опёка и участие в делах и жизни ребёнка и, даже, проникновение в его внутренний мир. В этом случае эго ребенка как бы "растворяется", становится нечетким. Родители стремятся реализовать те только все потребности ребёнка, но и предугадать и исполнить его желания, часто ещё не оформившиеся. Они прощают малышу всё, думают и делают вместо него. Ребенок растет несамостоятельным и инфантильным, понятия "можно-нельзя", "хорошо-плохо" ему не понятны. Гиперопека фиксирует существующие у ребенка трудности развития и может породить проблемы у психически и физически здорового ребенка. Возведя вокруг своего ребёнка стену из любви, заботы и помощи, такие родители тормозят процесс понимания и развитие многих навыков, а также не происходит усвоение им норм поведения в обществе.

Формы адаптации  при таком стиле взаимодействия  могут быть от средней до тяжелой. Ребенок на разлуку с матерью выдает гневную реакцию широкого диапазона от истерики до депрессии. Встреча ребенка с матерью так же неодноднозначна: от отстраненности до слез и истерик.

Препятствуют успешной адаптации к детскому саду: как избыток, так и явный недостаток опеки, полное отсутствие требований и наказаний по отношению к ребенку. Тип излишней отстраненности так же не способствует благоприятному течению адаптации. До прихода в детский сад ребенок не знал запретов, в силу отсутствия внимания к нему родителей или в случае полной вседозволенности. В данном случае ребенок сталкивается с новыми требованиями, с необходимостью подчиняться новым требованиям и правилам.  Это  неблагоприятно сказывается на принятие ребенком новых условий. У него могут возникнуть различные протестные и негативные реакции не только по отношению к воспитателю, но и к детям.

Таким образом, влияние семейного воспитания на адаптацию можно рассматривать с различных позиций:

  • совпадение домашнего режима с режимом детского сада;
  • влияния типа семейного воспитания;
  • нарушений в семейном воспитании;
  • влияния личностных особенностей самих родителей.

В заключении хочется сказать:

"Дарите любовь своим детям, ее много не бывает. Потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается с нами до конца наших дней». (А.С.Спиваковская)

Список литературы

  1. Адеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве//опросы психологии.-1997.-№4.
  2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.- М.; 1997.
  3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии.-1989.-1.
  4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/ Л.В. Белкина.-Воронеж: Учитель, 2004.-236с.
  5. Гуров В.Н. Социальная работа ДОУ с семьей.-М.;2003.
  6. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителеей/Т.Н. Доронова .-М.:Просвещение, 2005.-191 с.
  7. Макшенцева Л.В. Преодоление дезадаптации младших дошкольников в детском саду//Психолог в детском саду.-2004.-№1-с. 24-48.

 

По материалам интернет-статьи  http://vmestepogizni.ru/fakultet-psihologii/detsko-roditelskie-otnosheniya#ixzz2gCy1bmeG

cnt.sputnik.ru