Приобщение детей к традициям и ценностям отечественной культуры через изобразительную деятельность в контексте нравственно-патриотического воспитания
«Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».
Педагог ДПО: Крохта Е.В.
«Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, мы вырастим угрозу для общества»
Актуальные проблемы
В Томске, как и в целом по России существует проблема снижения показателей здоровья подрастающего поколения. По статистическим данным гПМПК с ДОУ города Томска увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями поведения с 35% до 68%., которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги.
За последние годы у 99% детей, посещающих детский сад компенсирующего вида № 30, отмечаются неврологические заболевания. У воспитанников старшего дошкольного возраста наблюдаются следующие показатели развития:
- недоразвитие эмоционально-волевой сферы у 75%;
- недостаточный уровень осведомленности об окружающей действительности у 63%;
- недоразвитие нравственных норм поведения, умения оценить свое поведение и сверстников у 67%;
- недоразвитие мелкой моторики у 42%.
- Результаты анкетирования родителей сводятся к необходимости решения следующих задач, стоящих перед семьей и ДОУ: нравственное развитие дошкольников; внимательное отношение к проблемам ребенка, его успехам и неудачам.
Сенситивным периодом в развитии ребенка и при коррекции недостатков его развития является раннее и дошкольное детство. Отсутствие своевременной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями поведения приводит к возникновению вторичных нарушений в их развитии. Эти вторичные нарушения с началом школьного обучения приобретают характер школьной дезадаптации, которая может рассматриваться как дезадаптация социальная.
Поэтому актуальность данной методики определяется её пропедевтической направленностью и заключается в возможности использования периода дошкольного детства для гармоничного развития и коррекции, имеющихся у ребёнка отклонений, через формирование социальной, эмоциональной, нравственной, художественно-эстетической культуры его личности. Усвоение учебного материала у детей с проблемами в развитии проходит тяжело, и поэтому больше внимание стоит уделять как раз воспитательным приемам, через которые идет и обучение.
Нормативно-правовая база
- В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями поведения. Они призваны обеспечивать правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, реализацию концепции воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.
- Программа Министерства образования РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»;
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации
Воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальна сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение отечественной и народной, культуры.
Культура является одним из факторов национальной безопасности. Чтобы государство было духовно крепким, жило по нравственным законам, человек должен знать свою культуру, традиции, обычаи. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, Родине. Эти истины на протяжении многих веков разработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни людьми.
Дошкольный возраст самый благоприятный для привития культурных традиций, дети как губка впитывают в себя все то, что видят вокруг, берут на себя модель поведения образа жизни взрослых. Наследование нравственных и этических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это самый естественный, а потому и верный способ духовного, гражданского и патриотического воспитания, воспитания чувство любви к семье, Отечеству.
Мы уже в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот это всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым жила могучая Россия. (Данилина Г.Н. «Дошкольнику - об истории и культуре России». М. 2005)
Почему нравственно- патриотическое воспитание? Думаю на примере патриотов ребенку дошкольнику, а тем более с ограниченными возможностями в развитии, легче и более действенно разобраться в ценностях жизни, в стремлении быть похожими на людей с большой буквы, но при этом заложить индивидуальные качества личности. А кого же отнести к патриотам?
Для маленького ребенка самым любимым патриотом станет его мама, безумно любящая свое чадо. Затем семья, которая дарит свою любовь, закладывая первые ростки личности. Далее - дом, природа, улица, город, страна, мир. Люди, которые его окружают, на которых хочется быть похожими. Вот тут вступают в силу нравственные нормы, на каких людей следует походить, на каких – не стоит.
Русский писатель К. Новиков утверждает: «Процветание государства, благополучие народа зависит, неотменно, от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания». Работая в системе дошкольного образования, часто задаешь себе вопрос: почему при наличии множества хороших программ, педагогов, отдающих все силы и душу детям, нравственные нормы и правила для подрастающего поколения становятся чуждыми. Наблюдая прогресс в науке, технике, внедряя инновационные технологии в сфере образования, мы все же забываем о качественном развитии гармоничной личности, ее духовном развитии, умении жить не только для себя, но и для других, моральном облике цивилизованного человека.
Как исправить такое положение вещей, да и может ли что-либо сделать один педагог? Конечно, «один в поле не воин». Нужна выстроенная система.
Система внедрения данного направления педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности
Педагоги часто затрудняются в выборе темы по самообразованию, для работы с детьми. Может в этот момент посмотреть в будущее, каким мы его в старости хотим видеть, и тогда с преломлением своей работы родится та идея, ради которой наша специальность приобретет смысл, ради чего стоит работать, осмысленно проживая свою жизнь.
Хорошим руководством к любой успешной деятельности могут служить слова Теодора Рузвельта: «Делай, что можешь, с тем, что у тебя есть, и там, где ты находишься»
Любой специалист будь то логопед, музыкальный работник, инструктор по физическому воспитанию, педагог по изобразительному искусству, психолог, любой учитель предметник может преломить в своем предмете то, что считает главным в воспитании будущего поколения, то есть посмотреть на свой предмет через призму воспитания. Формула простая: воспитание + предмет.
Развитие личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении, да и в школьном, следует рассматривать в комплексе со всеми сторонами воспитательно-
-образовательного процесса, а именно межпредметные связи, которые объединяет одна тема; определение единой концепции педагогического коллектива, совместная разработка планов и согласованное их выполнение; главным фактором реализации поставленных задач должна стать активная работа с родителями, вовлечение их в воспитательно - образовательный процесс. Такой подход в работе с дошкольниками и школьниками даст возможность продвинуться вперед в недостающем звене развития ребенка как личность.
Работая в дошкольном учреждении в должности педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности, я определила свое приоритетное направление и работаю над темой «Приобщение детей к традициям и ценностям отечественной культуры через изобразительную деятельность в контексте нравственно-патриотического
Тема нравственно-патриотического воспитания дошкольников, интересовала меня давно (в системе образования работаю 27 лет), изучаю ее с 2000 года. Если вспомнить обстановку этого времени, то, почему то эту тему мало рассматривали педагоги, видели в ней какой-то не нужный пережиток нашего общества. И только после указа «сверху», как это обычно бывает, начали появляться статьи, программы, методички и т.д., что позволило быстрее и эффективно внедрять новое понимание данного направления. В своей дальнейшей работе я применяла технологии и авторские методики, таких педагогов как:
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.2003
- «С чего начинается Родина?» (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) редакция Л.А. Кондрыкинской. М.2004
- Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. М. 2005
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М. 2005
- Ажермачева З.Н. программа «Родники»
При планировании, выборе тем, изобразительных задач опираюсь на методику, предложенную Т.А. Копцевой в программе «Природа и художник».
Если брать узко свой предмет, то существует множество тем в рисовании, лепки, аппликации, где можно преломить, расширить и наполнить свой материал этой воспитательной задачей. Примерные темы:
- «Я похож на маму, папу…»- автопортрет
- «Моя мамочка»- портрет
- «Мой папа сильный, как богатырь»- портрет
- «Моя семья»
- «Мой дом», «Город, где я живу»
- «Русские умельцы» - рисование по декоративным промыслам, « Русская матрешка»
- «Томские мастера»- знакомство с творчеством томских умельцев, художников
- «Девочка- якутка»- знакомство с другими народами, живущими рядом
- «Кедровая шишка» (лепка)- знакомство с природой Сибири
- «Мир в наших руках» - коллективная работа ко Дню Победы, и другие.
А если тематическое планирование, проводить в комплексе с другими занятиями, то воздействие на ребенка будет гораздо эффективнее. О таком преимуществе говорилось в программе «Родники» З.Н. Ажермачевой
В нашем учреждении такая связь с педагогами в планировании существует, а одно из приоритетных направлений детского сада является « Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».
Особо хочется отметить работу с родителями в этом направлении. В нашем саду проходят фотовыставки – это наглядная форма работы помогает решать разные воспитательные задачи. Названия выставок говорят сами за себя:
- «Взрослые тоже были маленькими»
- «Бабушка рядышком с дедушкой»
- «Томск и Томичи»
- «Наши Деды - Славные Победы»
- «Моя мама - самая красивая»
- «Мой папа - самый сильный»
Много выставок носят информационный характер, это стендовые информации о государственных и православных праздниках; о семейных традициях.
Все это является содержанием предварительной работы с детьми и родителями, после чего полученные впечатления передаются в творческих работах детей, тем самым прочно закрепляясь в сознании.
Совместно с педагогом – психологом была написана программа «Развитие успеха»,
где совместно с родителями решаются некоторые задачи и цели воспитания и развития личности, посредством изобразительной деятельности через приобщение к традициям и ценностям отечественной культуры. Программа удостоена Диплома 1 степени на конкурсе методических разработок в 2008 году.
В рамках работы с родителями проект показал хорошие результаты. А мы, педагоги, получили большое удовлетворение от пользы задуманного и, как оказалось необходимости передачи наших знаний родителям. И можно с уверенностью сказать, что работа в данном направлении проходила не напрасно. Родители получали нужные знания в воспитании своего ребенка, которые открывали некую значимую жизненную грань.
«я успешно делаю, что хорошо знаю, использую то, что у меня есть, там, где я нахожусь».
Данная методика может использоваться для детей коррекционных дошкольных учреждений, учреждений общего типа. Такие занятия проводятся со старшими дошкольниками, ориентируясь на их возрастные особенности. В младших группах можно брать некоторые темы с учетом их возрастных особенностей, используются приемы обыгрывания темы с учетом русских традиций, например: после лепки баранок, устроить игру «чаепитие», или перед рисованием платочка для мамы обыграть русскую мелодию с красочными платками и игре на ложках. Таким образом, дети будут обогащаться зрительными образами, накапливать жизненный опыт. Параллельно с темами занятий родителям предлагаются консультации, чтобы родители знали об этой теме больше и могли дать дополнительные знания, закрепить пройденный материал.
Результативность
Изобразительное творчество – это продуктивный вид деятельности, где ребенок выражает свое отношение к миру. Поэтому через рисунок можно проследить, как формируется это отношение. А направленное воздействие занятий позволит формировать необходимые качества личности. Этот союз воспитание +предмет позволит влиять на:
- Создание выразительных образов средствами изодеятельности, осмысленного восприятия произведений искусств.
- Становление гражданственности и нравственности.
- Позволит зажечь в ребенке искорку любви и интереса к жизни своей семьи, культурного свершения своего народа.
- Воспитания эстетического вкуса к предметам искусства, природе России.
- Формировать начальные знания традиций семьи, народа и Отечества, культурных ценностей
- Расширить представления о родном городе, крае, мире.
- Позволит положительно повлиять на эмоционально-волевую сферу ребенка.
- Сформировать уважительное отношение к старшему поколению, героическому прошлому страны, желание быть похожими на них, закладывая тем самым, основу патриотических чувств.
- Родительскую компетенцию в области воспитания нравственности своего ребенка, как повысить его эмоциональное отношение к миру, а значит и социальную успешность.
Дети с проблемами в развитии нуждаются в специально организованной педагогической и психологической помощи, в ходе которой необходимо решить следующие задачи:
- Создание условий для развития успешности на занятии через формирование устойчивого положительного эмоционального отношения и интереса к изобразительной деятельности.
- Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
- Нравственное воспитание личности ребенка через формирование правильного представления о стандартах поведения в обществе, которые заложены в традициях народа
- Развитие познавательной, изобразительной, эмоционально-волевой сфер личности дошкольника, творческих способностей.
Задачи деятельности с родителями:
- Повышение родительской компетенции в области возрастных особенностей развития ребенка в сфере предлагаемой методики
- Формирование у родителей потребности в частом общении с детьми через повышение педагогических знаний, посредствам совместных мероприятий с детьми и педагогами.
- Приобщение к традициям своей семьи, своего народа через организацию совместных выставок, праздников, развлечений
- Ознакомление с особенностями детского творчества, с методами и приемами изобразительной деятельности дошкольников.
Работа по приобщению детей- дошкольников к традициям и ценностям отечественной культуры строится по направлениям: (раздать таблицу)
Работа по данной теме ведется в сотрудничестве с педагогами ДОУ . Одним из приоритетных направлением работы ДОУ является «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников», взаимосвязь педагогов позволит эффективно решать эту задачу.
Один философ сказал: «Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». От его эмоционального отношения к миру, интереса к окружающему, будет зависеть наше с вами будущее. Поможем сделать его прекраснее!
Мы- педагоги по жизни несем большой багаж знаний где находится информация как развивать и воспитывать, давайте поделимся со всеми: коллегами, детьми, главное с родителями, и легко пойдем по жизни.
«Ваши знания нужны не только Вам, а тому, кому они нужны!»
Успехов Вам, дорогие педагоги на пути к гармонии!
«Дорогу осилит- идущий»- А. Сайбидинов
Используемая литература:
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.2003
- «С чего начинается Родина?» (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) редакция Л.А. Кондрыкинской. М.2004
- Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. М. 2005
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М. 2005
- Ажермачева З.Н. программа «Родники»
- Е.Ю. Александрова и др. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Волгоград: Учитель, 2007.
- Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении / Волгоград: Учитель, 2008
Работа по приобщению детей-дошкольников к традициям и ценностям отечественной культуры строится по направлениям:
Раздел
|
задачи
|
«Крепка семья корнями»
|
-Привлечь детей к пониманию и ощущению себя, как части своей семьи.
-Освоения традиционной семейной культуры. Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей, старшего поколения, выражению приветствия, благодарности.
-Дать представления о народных, православных праздниках.
-Знакомить детей с жилищем русского человека. Дать представления о предметах быта: мебели, посуде, одежде, о транспорте, продуктах питания.
- Воспитывать чувство толерантности на основе знакомство с культурой других народностей, живущими рядом.
-Привлечь внимание детей к тому, чем занимаются их родители, другие люди, через встречи с интересными людьми.
|
«Свой край, люби и знай»
|
-Знакомство с малой Родиной, городом, природой Сибири. Подводить к выводу, что человек – часть природы.
-Вызвать интерес к жизни родного края.
-Дать представления о размерах нашей Родины, дать представления о других странах, континентах, климатических особенностях, флоре и фауне других стран.
- Расширять представление о мире. Познакомить с понятием Космос.
- Воспитывать чувство толерантности на основе знакомство с народностями живущими рядом.
|
«Мир искусства»
|
-Знакомство с русскими, народными промыслами, местными промыслами
-Знакомство с образами, созданными художниками, формируя культуру рассматривания картин. Знакомство с мастерством известных художников, получая при этом удовольствие, желание самим стать художниками.
- Формировать знания, умения и навыки в создании собственного продукта творчества. Знакомство с дизайном.
-Использовать художественно- выразительные средства: линию, цвет, ритм, форму- пятно.
-Развивать художественно-эстетический вкус
- знакомство с людьми разных профессий, их творчеством
|
«Наши Деды – Славные Победы»
|
- Знакомство с героическим прошлым российского народа. Воспитывать уважение к своему народу, их подвигу, закладывая основы гражданственности Желание быть похожими на них.
- Святые имена защитников
- Отечества. Имена защитников ВОВ 1941-45 года. Томичи в боях за Родину
- Первооткрыватели космоса
- Известные люди Томска. Профессии.
- Знакомить с государственной символикой, вызывая чувство принадлежности к своему государству, формируя гражданственность
|
«Какое семя- такое и племя»
- работа с родителями
|
- привлечение родителей к сотрудничеству
- обогащение родителей дополнительными знаниями в системе воспитания и развития
|
Перспективный план по теме: «Приобщение детей к традициям и ценностям отечественной культуры через изобразительную деятельность в контексте нравственно-патриотического воспитания»
Сроки проведения
|
темы
|
Форма работы
|
Оборудование. литература
|
1 полугодие
2 полугодие
|
«Крепка семья корнями»:
- - «Я- веселый и улыбчивый», «Я - художник», «Автопортрет»
- «Мой папа самый…», «Моя мама самая…», «Моя бабушка, дедушка», «Моя семья»
- «Рождественское панно» (коллективное); «Блины на масленицу» (лепка); «Семья за праздничным столом»; «Пасхальный стол»; «Яркое солнце на масленицу»; «Каравай, каравай – всех друзей собирай!»
- «Русская изба»; «Эх, вы саночки мои!» (лепка); «Русская одежда»; «Девочка – якутка»
|
- рассматривание портретов известных художников, их психологической подоплеки
- изучение строения частей тела
- рассматривание стендовых выставок: «Мой папа – самый…» «Моя мама- модница», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Когда бабушка была маленькой»
- рассказ притчи о елочке
-комплексное занятие-развлечение «Коляда пришла»
- рассказ о русских традициях с использованием театрализации, музыкальных обыгрываний,
-рассматривание картин известных художников, изображающих русские праздники, быт людей прошлого времени (Суриков, Кустодиев и др.)
- подвижная игра «Катание на тройке» под песню «Три белых коня»
- игра на ложках под музыку
- демонстрация русского костюма
-беседы-встречи с интересными людьми
|
-Жанровые картины- иллюстрации
- рисунки детей по заданным темам
- музыкальные композиции фоновой мелодии, русских мелодий и песен, современные музыкальные композиции
- фотографии родителей, детей
- Русские костюмы, иллюстрации костюмов
- Слайды бытовой утвари, мебели, одежды, продуктов питания русского народа из экспозиции «Жили, были»
|
1 полугодие
2 полугодие
1 полугодие
1 полугодие
|
«Свой край, люби и знай»:
- «Мой любимый город»-коллективная композиция, в которую вошли темы:
- «Окна старого Томска» , -«Чугунные ограды»,
-«Машины на улицах города»,
«Высокие и низкие дома нашего города» (коллективная),
- «Зимующие птицы Сибири», «Кто живет в тайге», «Животные в русских сказках», «Животные в сказках народов севера», «Кедровая шишка» (лепка-барельеф), «Животные жарких стран», «Кто живет на северном полюсе и Антарктиде», «Северное сияние»
- «Путешествие в космос» (коллективная работа в технике батик), «День и ночь», «Такие разные звезды» (барельеф)
«Мир искусства»:
- «Дымковская игрушка» (лепка, роспись), «Посудная лавка»- серия занятий с использованием известных росписей + Богошовская керамика томского завода; «Холодные цветы в холодной вазе» (гжельская роспись, знакомство с холодными оттенками); «Скатерть королевы зимы» (закрепление выразительных средств обучения; «Русская матрешка-игрушка России»
- «Панно и другие украшения в стиле дизайна к праздникам»,
- «Я б в художники пошел» - серия занятий- бесед об известных художниках по жанрам живописи и томских художниках
|
- экскурсии по городу
- наблюдения в живой природе животных, птиц, рассматривание иллюстраций
- просмотр видео материалов о природе Сибири
-чтение сказок народов севера
-рассматривание предметов, данной темы
-изучение карты мира
-чтение сказок о животных Сибири
- рассматривание картин-иллюстраций о космосе космонавта Н. Леонова
- знакомство с космонавтами, с космонавтом-земляком Н.Рукавишниковым
- экскурсия в томский планетарий
- Рассматривание произведений художественных промыслов России и региона
-игры с матрешками
-игры театрализации с участием игрушек народного творчества
- комплексные занятия- ярмарки
- стендовые информации для родителей
по темам занятий
-встречи с художниками
- посещение художественного музея по темам: «Здравствуй, музей», «Русская игрушка», «Я- юный художник»
-Рассматривание репродукций художников
-использования приема компьютерной презентации
|
-Сказки народов севера
-детская карта мира
- иллюстративный и видео материалы о Томске, Природе Сибири, природе и жизни в других странах мира
- детские работы для демонстрации
- репродукции картин Н. Леонова о космосе
- произведения художественных промыслов
- компьютерные презентации
- информация для стендовой презентации для родителей
-репродукции жанров живописи
- репродукции известных художников Том/p td width=ска
|
2 полугодие
|
«Наши Деды – Славные Победы»:
- «Богатыри земли русской» (лепка), «железная рубашка богатырю», «доспехи богатырю», «Мой папа- солдат»
- «Российский флаг», «Герб России»
- «Война и мир», «Мир в наших /tdруках» (коллективная), «Летите голуби, летите» -коллективная работа-каскад, к празднику Победы, «Поздравительные открытки», «Салют победы»
|
- Встречи-беседы с папами детей
- рассматривание репродукций художников на военную тему
- прослушивание гимна Р/pоссии
-рассматривание российского флага, герба
-просмотр иллюстративного и видео материала о ВОВ, воинов
- использования приема компьютерной презентации
- экскурсия по выставке в ДОУ «Наши Деды – Славные Победы»
|
- компьютерные презентации
- информация для стендовой презентации для родителей
|
В течении года
|
«Какое семя- такое и племя» - работа с родителями
|
- работа детско-родительской группы по модифицированной программе
«Развитие успеха» привлечение родителей
в организации выставок, участие в них
-участие в семинарах
- консультирование по темам
-выступление на собраниях
- помощь в оснащении учебного процесса
|
|