Решаем вместе

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Логопедическая грамматика для детей

Составила Курьянова Татьяна Николаевна

Учитель-логопед

Высшей квалификационной категории

Грамматика – это строй языка, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский называл грамматику «логикой языка». Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Ребенок может понимать смысл отдельных слов «капуста» и «посадить», но не может уловить общего смысла предложений «Капуста посажена» или «Капусту посадят», так как не знаком с грамматическими формами, использованными в них. В результате у малыша могут возникать затруднения в понимании  не только самой фразы, но и высказанной в ней мысли.

 Уже в младшем возрасте дошкольник усваивает взаимосвязь между словами в предложении.

К трем годам он активно пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо,говорит простыми  распространенными предложениями.

К четырем годам  словарь ребенкавырастает до двух тысяч слов .

В речи  еще преобладают существительные, прилагательные, и глаголы, но постепенно начинает употреблять: местоимения, наречия и числительные. Важным показателем правильности речи ребенка 3 – 4- летнего возраста является умение использовать предлоги и правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у  ребенка к 3 – 4 годам был накоплен определенный словарный запас, развито слуховое внимание  и имелась возможность достаточной речевой практики.

В то же время для успешного овладения грамматикой недостаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания. В русском языке много исключений из общих правил, которые ребенку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе возникнут ошибки.

Взрослому необходимо исправлять ошибки ребенка. При этом внимание малыша должно быть сосредоточено на правильной грамматической форме. Взрослому не следует повторять допущенную ребенком ошибку – лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребенку несколько аналогичных примеров. А еще лучше, если ребенок сам сможет    попрактиковаться  в правильном употреблении наиболее сложных вариантов изменения слов. Этой цели служат разнообразные грамматические игры.

Рекомендации по проведению игр – занятий по грамматике

  • Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, так как материал этот сложен. Продолжительность занятий определяется индивидуально для каждого ребенка и зависит от степени утомляемости ребенка. Для ребенка каждой возрастной группы продолжительность занятия может быть определена ориентировочно:

- для детей 2 -3-х лет – 5- 10 минут,

- для детей 3- 4 х лет – 8 – 15минут.

Обстановка во время игр – занятий должна быть непринужденной. Занимаясь, делайте перерывы. Помните, что занятия, даже игровые, для ребенка – нелегкий труд.

  • Если ребенок с легкостью выполняет предложенное ему задание, переходите к следующему. Ребенок запоминает только тогда, когда ему интересно. При повторном проведении игры предложите ребенку не роль ученика, а роль учителя. Пусть он научит своего плюшевого мишку или любимую куклу правильно говорить. И самое главное – как можно чаще хвалите малыша, даже за небольшие успехи. Помните: Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Желаем успехов вам и вашему ребенку. Пусть наша русская речь всегда будет правильной и красивой. 

Игры по формированию лексико – грамматических категорий

Один – много

Цель: образование существительных множественного числа.

Методические указания. Взрослый  произносит фразы, а ребенок показывает соответствующие картинки, например: «Это мяч, а это мячи». Следует четко произносить окончания существительных во множественном числе, выделяя голосом ударный слог.

- Я буду называть предметы, а ты их показывай. Если я замолчу, подскажи мне нужное словечко.

Это утка, а это …, это слон, а это…, это столы, а это … и т. д.

Назови ласково

Цель: образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов –ечк-,-очк-, -еньк-.

Методические указания. Первое ласковое  имя произносит взрослый. К следующим именам уменьшительную форму подбирает сам ребенок, ориентируясь на образец.

Ваня  - Ванечка, Таня - …. Взрослый показывает предметную картинку с изображением какого- либо овоща, одежды, посуды и т. д. Затем объясняет: «Это помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?». Демонстрирует картинку (помидорчик). Аналогично рассматриваются другие овощи, одежду, посуду и т. д.  Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».Нос – носик; глаз – глазик; рука – ручка; голова – головка и т. д.

«Есть – нет»

Эта игра закрепит умение детей использовать в речи имена существительные в родительном падеже. Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.
У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.
У меня есть стакан. – А у меня нет стакана.
У меня есть кубик. – А у меня нет кубика.
У меня есть мяч. - А у меня нет мяча.

"Поваренок"

 Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить)

«Чего не стало?»

Цель: уточнить названия предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память.

Оборудование: кукольная или настоящая посуда.

Ход. Взрослый выставляет на стол три-четыре предмета посуды. Затем просит ребенка закрыть глаза и в это время прячет один из предметов. Ребенок называет исчезнувший предмет. Игра повторяется 3-4 раза.

«Кошкин дом»

Цель: активизировать словарь по теме, развить понимание предлогов в, на, из, под.

Оборудование: игрушечный дом, игрушка «Кошка» или картонные дом и кошка.

Ход. Взрослый рассказывает ребенку, что в этом доме живет кошка. Он показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия. Если малыш затрудняется, ему помогают. Затем говорящему ребенку предлагают прокомментировать свои действия.

«Назови ласково»:

нос – носик; глаз – глазик; рука – ручка; голова – головка и т. д.

"Два и две"

Цель: познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.

Оборудование: зеркало.

Ход: Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки.

«Вспомни, что делает»

Цель: уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме.

Оборудование: картинки с изображением мальчика, девочки, мамы, папы.

Ход. Взрослый покалывает малышу картинку с изображением мальчика и предлагает подумать и сказать, что может делать мальчик (ходить, бегать, прыгать, есть, играть, рисовать и т.д.). Аналогично происходит подбор действий по другим картинкам.

"Кто чем питается?"

Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.

Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.

Ход: Картинки с изображением пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом (например:"Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой").

«Сосчитай воробьев»

Цель: учить согласованию существительного с числительным.

Оборудование: три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев.

Ход. Взрослый предлагает ребенку посчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).

«Поручения»

Цель: усвоение предлогов к, от, около в процессе активной деятельности.

Методические указания. Эта игра проводится в реальной обстановке дома или на детской площадке.

Поручения могут быть такими:

Подойди к окну. К чему ты подошел?  Около чего ты стоишь?

Отойди от окна. От чего ты отошел?

Подбеги к песочнице. К чему ты подбежал? Около чего ты стоишь? Отбеги от песочницы. От чего ты отбежал?

Подойди к столу. К чему ты подошел? Около чего ты стоишь?

Отойди от стола. От чего ты отошел?

Какие это вещи

Цель: согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

Методические указания. Вначале следует рассказ взрослого, затем – ребенка. Взрослый должен четко произносить окончания слов,  показывая на картинки.

- Давай расскажем про эти вещи. Сначала расскажу я, а ты послушай. А потом расскажешь ты, а я буду слушать.

Это теплая одежда:  теплый шарф, теплая кофта, теплое платье, теплые носки.

Это сладкие фрукты: сладкий апельсин, сладкая груша, сладкое яблоко, сладкая вишня.

Это круглые предметы: круглый шарик, круглая тарелка, круглое колесо, круглые очки.

Это маленькие предметы: маленький домик, маленький грибочек, маленькая собачка, маленький ребеночек.

cnt.sputnik.ru