Консультация для родителей.

«Формирование и развитие лексико-грамматического строя посредством языковых упражнений и словесных игр у детей 5-7 лет с ОНР».

Общее недоразвитие речи – это нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика.

Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

Словарь пятилетнего ребенка в норме составляет 3- 4 тыс. слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка».

У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр.

Иная картина наблюдается у дошкольника того же возраста с общим недоразвитием речи. При 3-ем уровне речевого развития словарный запас ребенка не превышает 2 тыс. слов; ограниченность словаря отмечается и в активном (употребление), и в пассивном (понимание) плане. Преобладание слов – названий, обиходно- бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятия,- характерные лексические особенности речи дошкольников данной категории. Бедность словарного запаса приводит к частым заменам одного названия другим, причем замены происходят как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам. Особенно ярко ограниченность и неполноценность лексических средств  проявляется в заданиях, связанных со словообразованием.

В грамматическом оформлении речи у детей отмечается низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники часто не могут правильно повторять фразы более чем из четырех слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество. В самостоятельной речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, в которых нередки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании различных частей речи.

Лексические и грамматические недостатки часто сочетаются.

Эта тема достаточно актуальна и  в логопедии делается акцент на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР до уровня, позволяющего ребенку успешно обучаться в школе. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи. Основными задачами работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи являются обогащение словаря, уточнение значений слов, усвоение морфологических средств языка. Успешное решение этих задач обеспечивает не только расширение словарного запаса за счет введения новых слов, усвоение практическим путем правил употребления различных грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, но и употребление слов, умение свободно и правильно ими пользоваться, формирование чувства языка.

Работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников проводится по следующим направлениям:

1) обогащение словаря;

2) уточнение значений слов;

3) формирование словоизменения;

4) формирование словообразования.

Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

- систематичность проведения;

- распределение их в порядке нарастающей сложности;

- подчинённость заданий выбранной цели;

- чередование и вариативность упражнений;

- воспитание внимания к речи.

Работа по развитию лексики направлена на увеличение словарного запаса (за счет усвоения новых слов значений), качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний)

Работа над словарем осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к  менее употребительным.

В процессе формирования словоизменения отрабатываются все грамматические формы слов - существительных, прилагательных, глаголов на основе последовательности их формирования; вырабатываются представления о смысловом значении предлогов, о предлоге как отдельном слове; дифференцируются значения предлогов и развивается навык правильного употребления  падежной формы (т.е. уточняется грамматическое значение предлога)

Работа по формированию словообразования способствует уточнению значения слова, овладению системой грамматических значений. Практический материал составлен с учетом тесной связи процессов развития лексики и словообразования, включает задания на уточнение структуры значения слова, овладение морфемами, системой грамматических знаний, закрепление связи между словами, развитие диалогической и монологической речи.

На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика.

При подборе лексического материала важно не то, к какому обобщению относятся слова, а то, что при ответе на вопросы логопеда дети должны пользоваться  фразовой речью. Развитие у ребенка фразовой речи состоит в усложнении предложения за счет увеличения включаемых элементов (слов) и разнообразия их взаимодействия.

В каждом лексико-грамматическом занятии используется индивидуальный наглядный материал (картинки, фишки, схемы, условные обозначения). С его помощью логопед контролирует усвоение детьми знаний и навыков, повышается активность дошкольников.

Каждое занятие представляет собой совокупность дидактических игр, игровых приемов и упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми, интересными, результативными.

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает их по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка. Речевые игры, способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь  формирования определенных навыков;

-развития речевых умений;

-умения учиться;

-развития необходимых способностей и психических функций;

-познания (в сфере становления собственного языка);

-запоминания речевого материала.

Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. Специфика коррекционной работы заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребенка: умении анализировать языковой материал, синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать полученные знания с учетом существенных и несущественных признаков. Опыт работы формирует у детей представления о различных грамматических формах и конструкциях, которые затем, в ходе выполнения специальных заданий, включаются в коммуникативные функции.

Наряду с общепринятыми приемами обучения в работе  используются приемы, которые развивают у детей самостоятельные умения подбирать нужные грамматические формы слов, правильно согласовывать слова в предложении, самостоятельно строить предложения из данных слов, использовать приготовленный словарь и предложения определенной конструкции в самостоятельной речи.

Задания по словоизменению и словообразованию направлены на формирование грамматического строя речи, устранение имеющихся аграмматизмов, кроме того, они предусматривают дальнейшее накопление и уточнение пассивного и активного словаря, расширение знаний различных форм слов и оборотов разговорной речи, активизацию и совершенствование имеющихся у детей речевых навыков.

В процессе выполнения заданий проводится работа над словом, словосочетанием, предложением.

Эффективность коррекционных упражнений и игр  зависит от того, насколько соблюдаются следующие условия:

- систематичность проведения;

- распределение их в порядке нарастающей сложности;

- подчинённость заданий выбранной цели;

- чередование и вариативность упражнений;

- воспитание внимания к речи.

Практические упражнения позволяют использовать многообразные приемы коррекционной работы:

Рассматривание и называние тех предметов, о которых речь идет в упражнении (отобрать картинки, на которых изображены предметы, необходимые для того, чтобы есть, играть, рисовать, гулять, спать);

Постановка вопросов на уточнение названий признаков предметов, действий, которые ребенок видит вокруг. Сначала вопросы носят подсказывающий характер, а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы кратки, точны, доступны по содержанию.

(Лимон сладкий или кислый?)

Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам (ползает, шипит, жалит  - змея, собака - …лает и т.д.)

Подбор слов, противоположных по значению (подошел – отошел, улетел – прилетел);

Дополнение предложений нужным по смыслу словом ( лиса заметает следы очень хитро, лиса (какая?)….хитрая. Папа пилит дрова (чем?) ….пилой);

Нахождение ошибки в предложении и исправление ее (Слон ел булка – вместо булку. Зебра жевала свежая трава – вместо свежую траву).

При  пересказе текстов с отрабатываемыми грамматическими категориями дети сначала отвечают на вопросы по тексту, затем пересказывают текст полностью.

Для выполнения упражнений дается точная инструкция. Речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала. Речевой материал позволяет использовать многообразие дидактических  игр и приемов, включая работу различных анализаторов.

Для повышения интереса к выполнению речевых упражнений все задания выполняются в игровой форме:

Задания с мячом ;

Выполнение действий, о которых идет речь в упражнении (подойди, отойди – что сделал?);

Рисование предметов, о которых идет речь в упражнении, с последующим объяснением того, что нарисовано («Загадалки»);

Нахождение  в окружающей обстановке предметы, о которых идет речь в упражнении («Фотограф»);

Использование игрушек и действия с ними (стихотворные диалоги);

Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики при проговаривании слов и словосочетаний.

Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, использование многообразных дидактических игр и приемов в сочетании с многократностью и вариативностью предлагаемых речевых упражнений позволяют достичь эффективности в коррекционной работе по формированию и развитию грамматического строя речи и устранению аграмматизмов у детей с общим недоразвитием речи. При регулярном использовании заданий наиболее эффективно и качественно корригируется  грамматический строй речи, что проявляется в полном устранении или, в значительном снижении количества аграмматизмов в речи  детей; рисование помогает осмыслению речевого материала; расширяется и обогащается активный словарь детей, улучшаются слуховое внимание, память, развивается мышление; задания на составление самостоятельных высказываний способствуют формированию грамматических навыков и умений.

 

Подготовила учитель-логопед:

Кондакова И.И.