Духовная жизнь ребенка

полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры,

сказки, музыки, фантазии,

творчества. Без этого он –

засушенный цветок.

В. А. Сухомлинский

 

Воспитание музыкой в детском саду

Первым звеном в общей системе эстетического воспитания является детский сад.

Именно здесь начинаются первые шаги ребенка в страну прекрасного – в мир музыки.

Педагоги стараются находить необычные, интересные формы работы с детьми. Я, как музыкальный руководитель, стараюсь делать все возможное для всестороннего развития детишек: интересуюсь новинками музыкальной литературы, проблемами эстетического воспитания и учитывая требования современности, ищу путей совершенствования формирования гармонично развитой личности.

Организацию музыкальной деятельности и воспитание музыкой осуществляю по принципам интеграции – гармоничного сочетания в различных жизненных ситуациях фрагментов музыки, живописи, поэзии, литературных отрывков, театрализованных действий.

От увиденного и услышанного ребенок может выразить свои чувства через ритмопластичную импровизацию, создавая образы ветра, солнца, цветочка или сказочного персонажа.

Внутренне-интегративные связи в музыкальном искусстве возникают на уровне взаимодействия разножанровой музыки и способов ее исполнения (например, сочетание вокальной и инструментальной музыки объединяет пение и игру на инструментах, сочетание инструментальной и танцевальной музыки – игру на инструментах и движения).

Влияние музыки на ребенка

Музыкальная деятельность имеет цель, прежде всего, волновать ребенка, приносить ему радость.

Музыка становится поводом радости и тогда, когда она превращается в игру, в которой дети поют, играют на инструментах, двигаются, получая от этого эмоциональное наслаждение, поэтому для распевки на музыкальных занятиях использую игровые песни, которые можно сочетать с элементами пальчиковой игры, любых ритмических движений.

Трудно переоценить значение музыки в воспитании благородных черт. Скажем, замечательная песня о Родине вызывает у ребенка чувство искренней любви к родному краю, песня о дружбе – стремление быть отзывчивым товарищем.

А как любят мальчики и девочки песню про маму! И это потому, что музыкальное произведение, если он хороший, помогает передать их любовь к самому родному человеку.

Народная музыка как средство музыкального воспитания

В музыкальном воспитании много значит народная музыка. Из нее мы узнаем о мыслях и надеждах, историю того или иного народа. Привить любовь к народным песням означает вызвать интерес к творчеству других народов. Во время занятий знакомлю детей с прекрасными народными произведениями, классикой, доступной дошкольникам.

Искусство постоянно обогащается новыми музыкальными произведениями, ритмами, движениями, открывает все более широкие горизонты в мир прекрасного. Дети перед телеэкраном смотрят не только мультфильмы и кинофильмы, но и различные талант-шоу.

По моему мнению, конечно нужно осовременивать детские мероприятия в дошкольном учреждении, но нужно это делать осторожно, не использовать модные ритмы, совсем не естественные и чужие детской психологии.

Воспитание музыкой в кругу семьи

Родителям тоже полезно обратить внимание на то, какую музыку слушают они и их дети, поэтому мы освещаем информацию для них в родительских уголках, на сайте ДОУ.

Приобщение детей к музыке одними педагогами недостаточно. Он является лишь помощником в воспитании ребенка, который учится, прежде всего, у родителей.

Большинство их не имеет музыкального образования, но это и не обязательно.

Достаточно уметь правильно интонировать, выразительно выполнять танцевальные движения. Дома можно повторять репертуар, с которым ребенка знакомят в детском саду.

Кроме того, воспитание музыкой на домашних музыкальных занятиях есть возможность знакомить детей с новыми музыкальными произведениями, которые знают родители. Ребенок очень эмоционально реагирует на голос и движения своих родителей, с удовольствием подражает их.

Обогатить представление ребенка о звуковой палитре музыки помогут также разнообразные музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник).

Можно устроить импровизированное выступление такого оркестра перед гостями и родственниками. Такое творчество принесет огромное удовольствие, прежде всего, ребенку.

Все родители хотят увидеть в своем ребенке хотя бы маленький росток будущей талантливой личности. Кроме того, все хотят видеть своего ребенка добрым, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту окружающего мира. Эти замечательные человеческие черты можно воспитать с помощью искусства.

Итак, учитывая все аспекты, надо сказать, что музыка нужна ребенку для обогащения духовного мира, развития творческих способностей, воспитанию нравственных качеств, пробуждение чувства любви к Родине, к красоте окружающего мира, развития эмоциональной чувствительности.

 

Музыкальный руководитель:

Полякова М.А.