Музыкально-ритмические занятия для детей с нарушением зрения.

Ритмика является составной частью музыкального и физического воспитания детей с нарушением зрения дошкольного возраста.

Музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы и пляски позволяют детям с нарушением зрения преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию.

Дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом, скоростью, плавностью. Музыкальное сопровождение движений детей учит их быть ритмичными, отзывчивыми к различным двигательным актам.

В своей работе я ставлю  следующие коррекционные задачи:

- укрепление мышц глаз и развитие прослеживающих функций;

- развитие глазомерной оценки протяженности;

- развитие пространственной ориентировки и координации движений.

Именно доминантные ритмические занятия в большей степени помогают решать эти задачи. Формирование чувства ритма, снятие двигательной скованности очень важный процесс в жизнедеятельности детей с нарушением зрения. Ведь при нарушенном зрении огромную роль играют другие органы чувств, которые компенсируют недостаток.

Музыка в сочетании с движением дает основу формированию чувства ритма у дошкольников с нарушением зрения, то есть занятие полностью посвящено коррекции вторичных отклонений. Преодолеть нарушения координации движений, чувства ритма, зрительно-пространственной ориентировки детям помогают различные формы кинезитерапии. (Кинезитерапия – терапия движением).

Процесс коррекции различными средствами кинезитерапии строится на умении ребенка чувствовать свое тело, а также на формировании произвольности движений, релаксации.

При развитии зрительно-двигательной ориентировки в пространстве необходимо использование световых сигналов, ориентиров для обеспечения лучшего видения. В танцевальных движениях использую различные цветовые атрибуты: ленты, флажки, султанчики, косынки. Очень нравятся детям музыкально-речевые и пальчиково-речевые игры, которые побуждают дошкольников к импровизации. На протяжении всего занятия необходимо обращать внимание на согласованность движений и музыки.

При нарушении зрения формирование музыкальной деятельности идет от показа к подражанию и осуществляется на многофункциональной основе: речевой и слуховой и музыкально-двигательной. Движения детям следует показывать с близкого расстояния, а для детей с низкой остротой зрения повторять их по несколько раз, комментируя свои действия. Иногда следует, взяв ребенка за руки, двигаться вместе с ним, чтобы он ощутил ритм.

Организация работы по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников с нарушениями зрения ведется музыкальным руководителем поэтапно, в определенной последовательности. На начальном этапе проводится подготовительная работа, на втором этапе - освоение движения, на третьем  - закрепление в играх, танцах, в самостоятельной деятельности.

Опыт показывает, что в работе со слабовидящими детьми первый этап работы более продолжителен. Весьма важен принцип индивидуального и дифференцированного подходов к  планируемой работе.

Музыкальный руководитель: Полякова М.А.