Музыкальный руководитель:  Леонова Н.А.

В современной  психологии существует отдельное  направление – Музыкотерапия. Она представляет с собой  метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях.

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное  воздействие на человеческий организм. Это  способствует общему оздоровлению,  улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.  Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятия напряжения, утомления, повышения эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его  психоэмоциональном состоянии.

И так, как видите, влияние музыки на организм очень хорошо  воздействует. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность,  поддерживать  вдохновение,  развивать эстетические качества ребенка.

Гармоническая музыка способна сосредотачивать внимание детей и помогает быстрее запомнить новый материал. Если женщина кормит малыша грудью, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее пребывает молоко. Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская  музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: Шопен « Мазурка» и « Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн « Мелодии».

Как уменьшить нервное возбуждение?

Гиперактивным   детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Как правило, помогает классика:  Бах  « Кантата 2», Бетховен « Лунная соната» и « Симфония ля – минор».

Хотите спокойствия?

Расслабляющим действиям обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано.  Успокаивающий  эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: произведения Вивальди,  Бетховен  « Симфония 6» - часть 2, Брамс « Колыбельная», Шуберт « Аве Мария» , Шопен « Ноктюрн соль – минор», Дебюсси» Свет луны».

Как избавиться от напряженности?

Включите Баха « Концерт ре – минор для скрипки» и « Кантата 21» , Бартона « Соната для фортепиано» и « Квартет 5»,  Брукнера 2  « Месса ля – минор».  Депрессия?  Помогут  скрипичная и церковная музыка.

Для уменьшения агрессивности, непослушания.

Подойдет опять же классика: Бах « Итальянский концерт», Гайдн « Симфония».

А чтобы чадо заснуло и видело хорошие сны.

Можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом.

Как слушать?

Продолжительность  - 15- 30 минут.

Лучше всего прослушивать нужные  произведения утром после пробуждения или вечером перед сном. Во время прослушивания старайтесь не сосредотачиваться на чем – серьезном, можно выполнять обычные бытовые дела. А еще лучше занимайтесь чем – нибудь  приятным.

Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов,  работающих с музыкотерапией, « именно классическая музыка влияет « базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит гораздо  лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном « домашнем» применении.

Как долго? Внимание ребёнка 3-4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами между пьесами - в течение 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, его физического состояния.

Как? Заранее приготовьте магнитофон и кассету, диск. Найдите пьесу, которую вы будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо, и чтобы во время звучания музыки  в комнату не входили. Пригласите ребёнка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.

Когда? Выберите удобное для ребёнка и взрослого время в течение дня (когда ребёнок не увлечен игрой, не возбуждён приходом кого - либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего - после завтрака или дневного сна.

Доверяйте ребёнку! Он воспринимает классическую музыку по-своему. Не навязывайте малышам ваше толкование той или иной пьесы. Музыка - самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые, воспринимаем одну и ту же пьесу по-разному. Давайте предоставим такое право и детям.

Ребёнок СЛЫШИТ, СЛУШАЕТ  и ХОЧЕТ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ!

Музыкальные произведения для слушания дома:

  • П. Чайковский «Танец маленьких лебедей»
  • Ж. Рамо «Курица»
  • П. Чайковский « Марш из балета «Щелкунчик»
  • Д. Шостакович «Вальс- шутка
  • Г. Свиридов « Музыкальный момент», «Весна»