«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»

/В.А.Сухомлинский/

Основа культуры человека закладывается в раннем детстве. Различны и многообразны области культурного наследия с которым знакомятся дети с первых шагов своей жизни. Огромное значение в воспитании ребенка имеет музыка. Она открывает перед ним огромный мир ощущений, переживаний, позволяет в самой доступной форме знакомиться с окружающими явлениями. И очень важно, чтобы это знакомство было правильным. Ориентиром тут должны быть два основных принципа: художественность произведения и его доступность для понимания. Именно на этих принципах организовано музыкальное воспитание в детском саду. На музыкальных занятиях дети овладевают навыками и умениями в разных видах музыкальной деятельности. Это четыре основных вида: пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность, игра на музыкальных инструментах.

Пение - наиболее доступный и потому ведущий вид музыкальной деятельности ребенка. Дети знакомятся с песнями различного содержания, обучаются певческим навыкам и умениям. Происходит развитие координации слуха и голоса. В процессе обучения ставятся задачи, соответствующие каждому данному возрасту. При определении указанных задач учитываются  возможности детей и их психофизиологические особенности. В результате реализации этих задач формируются способности ребенка, происходит развитие его голосового аппарата. Голосовой аппарат дошкольника очень нежен, хрупок и требует особо бережного обращения.

Слушание музыки - этот вид деятельности призван развивать музыкальный вкус ребенка. Дети слушают те произведения, которые не могут исполнить сами. Это вокальные и инструментальные произведения. Наиболее просты для восприятия вокальные произведения, где взаимодействие слова и музыки помогает детям осознать содержание. Инструментальные произведения воздействуют на малышей своим эмоциональным характером. Но и здесь, в ряде случаев, музыкальный руководитель раскрывает образ через содержание. Правильно понятая музыка раскрывает перед детьми безграничный мир переживаний, ощущений, обогащая их духовно.

Музыкально-ритмическая деятельность. Здесь важно научить детей согласовывать движения с характером музыки, развивать чувство ритма, а также художественно-творческие способности. Очень важно, чтобы характер движения соответствовал характеру музыки. Эти навыки формируются во время разучивания игр и плясок. Основным средством движения под музыку являются музыкальные игры. Они очень разнообразны по сюжету, задачам и форме. В них дети отражают окружающую их действительность, осваивают новые движения. Но ведущее место все же принадлежит музыке, так как музыка определяет характер образов и влияет на ход игры.

Игра на музыкальных инструментах - любимый вид деятельности ребят. Инструменты с которыми они знакомятся в разных возрастных группах различны. В раннем возрасте  - это ярко оформленные музыкальные игрушки в виде животных, птиц, а также погремушки, колокольчики, музыкальные шкатулки. Постепенно дети знакомятся с более сложными по устройству и звучанию инструментами. Это металлофоны, маракасы, румбы, трещотки, барабаны и так далее.